Знаменитое восхождение на гору Альп д'Юэз - жемчужина в короне «Тур де Франс». 27 раз гонщики взбирались по тещиным языкам на эту культовую для мирового велоспорта вершину. Но юбилейная «Крупная Петля» не могла предложить миру очевидный вариант гонки, потому на царском шаге решено было устроить два подъема на пик высотой 1 765 метров над уровнем моря.
В первый раз всемирноизвестный горнолыжный курорт попал в програмку французской супервеломногодневки в 1952 году. Потом последовала пауза до 1964, когда Альп д'Юэз вернули в состав гонки. Дальше опять десятилетний перерыв до 1976, после этого супер-гора стала неизменным участником «Тур де Франс».
Умопомрачительно, но до этого момента лишь один француз смог покорить Альп д'Юэз. Два года назад это удалось Пьеру Роллану из «Europcar». Посреди представителей остальных государств наибольшее число побед в активе голландцев - 14. 6 раз отличились итальянские профи, три раза выстреливали заморские друзья из Штатов, два раза наилучшими становились соседи испанцы и один раз представитель Люксембурга Фрэнк Шлек. Но для Франции, чьи сыны до того момента еще не выиграли ни 1-го шага на текущем «Туре» - победа на шаге 18-м становилась чуток ли не крайней надеждой узреть француза на пьедестале почета.
Как распределить силы, где и когда пойти в атаку, что предпримут соперники - эти и остальные вопросцы мучили участников гонки задолго до ее начала. Ведь никто и никогда ранее не взбирался на Альп д'Юэз два раза за один шаг. Еще до старта гонки на Корсике почти все говорили о том, как принципиально сохранить силы к 18-му шагу.
В особенности принципиально это для Альберто Контадора из «Saxo-Tinkoff», до сих не признавшего свое поражение в противоборстве с первым номером генеральной классификации Кристофером Фрумом из «Sky». Испанец надеялся при помощи собственного напарника по команде Романа Крейцегера, занимающего третью строку - уменьшить наиболее 4,5 минутное отставание от фаворита.
Стартовал 18-й шаг в городке Гап, на месте финиша шага 16-го. Дистанция протяженностью 172,5 километра представляет из себя зигзагообразный горный серпантин ведущий к основному участку «Большой петли», ее квинтэссенции, ежели позволите. На фото к данной для нас статье наглядно видно, что из себя представляет подъем на Альп д'Юэз - это 13,4 км со средним градиентом 8,1%. И так дважды попорядку!
В протяжении всей трассы, как традиционно, размещались болельщики, но чем поближе дорога подходила к горе, тем уже становился просвет для проезда, который в итоге свелся практически к полутора метрам. Со всех сторон размахивали флагами, бегали, прыгали и всячески пробовали подбодрить спортсменов поклонники.
В том числе и панибратскими шлепками по плечу, что непременно не только лишь им мешает, но вообще-то просто говоря - хамство по отношению к ним. Несколько таковых моментов попали в объектив телекамеры и один из участников гонки даже отмахнулся, от еще одного раздражающего «доброжелателя».
21 необычный изгиб трассы ведет к вершине, за которой следует новейший подъем через перевал Col de Sarenne высотой без малого 2000 метров над уровнем моря. Потом сложнейший даун-хил вдоль равнины к плотине Chambon и заезд в городок Bourg d'Oisans, после этого новейший заход на штурм Альп д'Юэз.
За 39 км до финиша слетела цепь у оторвавшего от пелотона Тиджея ван Гардерена из «BMC», потому американцу пришлось тормознуть. Но не навечно, спустя пару секунд импровизированный пит-стоп завершился фуррором. Через 5 км случился иной инцидент. Не вписался в поворот и влетел на обочину Кристоф Риблон из «AG2R La Mondiale», шедший вторым. Но он удержался в седле и сумел вынуть на шоссе велик из канавы, правда в итоге отпустил итальянца Морено Мозера из «Cannondale» вперед.
На 2-ой подъем к вершине Альп д'Юэз эта группа собралась опять и с 13,4 км до финиша в первый раз в истории начала повторное восхождение к вершине славы.
В этот момент далековато сзади наиболее чем в 5 минутках - включился «Movistar». Трое из ларца повели Вальверде в атаку. Параллельно Ричи Порт тащил фаворита «Sky» Кристофера Фрума, а капитан «Катюши» Хоаким Родригес совместно со своим оруженосцем Даниэлем Морено устроился зразу за ним. К радости Наиро Кинтано из «Movistar» отпал Махал Квитковски из «Omega Pharma» - белоснежная майка сейчас вне угрозы.
За 11 км до финиша Фрум пробовал атаковать. Кинтана свалился ему на хвост, тогда как Пурито слегка подотстал, а совместно с ним Вальверде, Контадор и Порт. Но практически спустя несколько минут «Катюша» включает «пятую» и Морено катапультировал собственного капитана в погоню за владельцем желтоватой майки фаворита и даже обошел его. Но раз за разом пробы Родригеса отрываться от желто-белого тандема вытерпели неудачу.
Но здесь случилось странноватое - Фрум поднял руку, привлекая к для себя внимание. Поначалу показалось, что у британца задачи с задним колесом, но в итоге выяснилось, что фаворит общего зачета требовал для себя… пищи! Порт спустя пару сотен метров подвез собственному фавориту энерго батончики, что может в последствии стоить Фруму целых 20-и секунд штрафа.
В это время впереди произошла рокировка. Любимец местной публики Кристоф Риблон догнал и опередил, как стоячего Тиджея ван Гардерена, который на тот момент уже неспособен был отстоять бремя лидерство, которое он пронес фактически через весь шаг. Француз окрыленный вероятной победой сломя голову понесся вперед и уже никто не сумел отнять у него корону покорителя Альп д'Юэз. Риблон одержал вторую победу на шагах «Большой петли» ровно через два года опосля триумфа тут Пьера Роллана.
«Это неописуемо, - заявил сходу опосля финиша счастливый герой цивилизации. - С самого начала гонки перед командой стояла одна задачка - иди вперед, держаться посреди фаворитов, но за 5 км до финиша я практически растерял надежду на фуррор.
Отрыв составлял 40 с излишним секунд, но в тот момент спортивный директор заорал по радио, - “Кристоф, атакуй - он сломается, не потянет!!” - Два года назад я тоже мог прийти первым, но упустил победу. Сейчас удалось взять реванш и выполнить свою мечту», - со слезами на очах заявил Риблон.
И вкупе с ним слезы счастья озаряли лица всех до одного французов, вроде бы далековато от места деяния они не находились.
Скоро опосля финиша занявшего третью позицию итальянца Морено Мозера из «Cannondale», подъехали «генеральщики». Первой парочкой стала связка Кинтано-Родригес, следом Порт привез Фрума на финиш. Вальверде приехал только восьмым, а Контадор 11-м. Основной ассистент Пурито - Дани Морено занял 21-ю строку, а наилучшим из россиян стал Эдуард Ворганов, ставший 62-м.
19-й шаг «Большой петли» протяженностью 204,5 километра пройдет 19-го июля меж городками Bourg d'Oisans - Le Grand Bornand.