Момент опубликования законов в Рф священен. До данной светлой даты нововведения виртуальны, опосля - полностью осязаемы. Хотя жадно вчитаться и примерить их на себя можно уже на данный момент, так как проект закона о болельщиках обнародован на веб-сайте МВД, а думские поправки к нему освещались в СМИ.
Пытаясь сделать конкретно это - вчитаться и примерить, нетрудно придти к выводу: деятельность законотворцев достойна по последней мере сочувствия. Обыденный человек имеет дело с шершавым языком думских документов очень изредка, а они - утром до вечера. Что, полагаю, накладывает грозный отпечаток и оставляет неизгладимый след.
В процессе чтения проекта сетевые словечки «ниасилил» и «многа букаф» всплывали в памяти не раз не два. Но продраться через многословие и многомыслие, без которого, похоже, русское законотворчество в принципе нереально, создателю все-же удалось. Продраться, чтоб осознать: обеспечить выполнение закона о болельщиках будет куда труднее, чем его принять.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
С первых же страничек глаз цепляется за шероховатые или двусмысленные формулировки. Что есть, скажем, «действие, препятствующее проведению спортивного либо другого массового мероприятия»? Это «действие физического лица, послужившее предпосылкой приостановления…» А ежели лиц несколько либо они юридические?
В 9-м пт статьи 2 содержится определение «организатора мероприятия», достойное того, чтоб привести его полностью. Это «должностное лицо (лица) либо организация (организации) независимо от их форм принадлежности и ведомственной принадлежности, орган (органы) гос власти, орган (органы) местного самоуправления, политическая партия (партии), публичное объединение (объединения), администрация объекта спорта либо организации, учреждения в области культуры, по инициативе либо по календарному плану которого проводится спортивное либо другое общее мероприятие и (либо) которое осуществляет организационное, финансовое и другое обеспечение подготовки и проведения такового мероприятия».
Кто прочитал, тому конфета. А еще одна тому, кто сопоставит прочитанное со статьей 4: «Обеспечение сохранности при проведении мероприятий основывается на принципах ответственности организаторов». Другими словами за сохранность отвечают все перечисленные в прошлом абзаце? Вкупе, хотелось бы знать, либо по отдельности? В равных толиках либо пропорционально вкладу? И что, ежели «объект спорта» принадлежит МВД? Способно это ведомство, по-вашему, спросить само с себя?
А в статье 10, где определяется «порядок организации проведения мероприятия», на «организатора» повешено 15 обширнейших пт. На кого конкретно, извиняюсь, они возложены? Кто непосредственно несет ответственность, самое ключевое, что лишь быть может в схожих законах?
При желании вы сможете выловить из документа очень путанное разграничение зон ответственности, подходящее, на мой взор, не ко всем жизненным ситуациям. В то время как махровые консерваторы британцы вырубили в собственных законах чуток ли не кайлом: снутри стадиона за сохранность отвечает клуб, за его пределами - милиция. Что быть может проще, понятнее и действеннее?
РЫЧАГИ
Главными гарантами грядущего порядка назначены рабочие комиссии и рабочие группы. 1-ые задают глобальный вектор, 2-ые рулят конкретно на матчах. В комиссии и группы положено включить кучу чиновного и служивого народа. Чрезвычайно не охото выражать скептицизм по этому поводу - а вдруг заработает в конце концов?! Лишь вот до этого коллегиальное у нас работало много ужаснее индивидуального и в основном уже опосля того, как случится какая-нибудь бяка. Разбирать последствия мы профессионалы. Предотвратим с трудом. А еще нам обычно тяжело даются фразы: «Разрешите, я возьму на себя» либо: «Для вас ведь тяжело, разрешите я…». А уж фраза: «Я вами управлял, я отвечу за все!» - прямо колом в горле стоит". Содержимое кавычек, ежели кто не вспомнил, - нетленка Жванецкого.
Кстати, в обязанности рабочей группы вменено «принимать решение о приостановлении либо прекращении мероприятия в вариантах, указанных в реальном законе». В ФИФА прочтут - вздрогнут. И спросят неуверенно: «Как же судья?». Во всем мире матчи останавливает арбитр, в Рф же, выходит, он будет держать совет с рабочей группой. Как долго? По каким средствам связи? Не разнесет ли за это время причина остановки матча весь стадион к чертям собачьим?
ОТКРОВЕНИЯ
Согласно новенькому закону, требовать соблюдения порядка и сохранности на мероприятии должен (опускаем сложную словесную конструкцию) предводитель местной милиции. Означает ли это, что и спрашивать за необеспечение следует сначала с него?
Та же милиция должна претворить в жизнь «подготовительный личный осмотр людей и находящихся при их вещей». Но - вместе с организаторами мероприятия. А какие у организаторов есть на то возможности? И что такое личный осмотр, как не вторжение в личную жизнь? Будут ли понятые и протоколы? Определены ли временные рамки осмотра? Полицейские вожди уже не раз заявляли: они готовы зачистить людей под ноль и заглянуть во все отверстия их организмов. Но на топ-матчах это займет не часы - день. Выходит, в законе вначале заложена фикция?
Зрители в свою очередь должны «вести себя уважительно по отношению к иным гостям и участникам, персоналу, не допускать действий, создающих опасность для окружающих». Кто знает, что такое «уважительно» в трактовке различных слоев нашего населения? Разве это конкретная юридическая норма? Для кого-либо не уничтожить - уже уважить. А кому-то и чужое ковыряние в носу может нанести психическую травму.
Либо таковой вопросец: мат в оба уха делает опасность для окружающих? А ежели эти уши - дамские и детские? На мой взор, опасность очевидна, ибо душевные потрясения иногда наносят больший урон, чем физические. Выходит, и мат сейчас под запретом?
Никакой конкретики на этот счет в законе не содержится. Зато сказано: зритель должен делать «законные требования работников администрации объектов, организаторов» и т.д. А незаконные - должен? А ведь их много на наших стадионах. Изъятие безопасных личных вещей, запрет на посещение туалетов, общее удержание зрителей в стылых секторах опосля матчей… Как быть болельщику - наплевать на месте либо идти опосля игры в самый честный на свете русский трибунал?
ЗАПРЕТЫ
Этого добра у нас хватало и ранее. Лишь не работали запреты, вот в чем беда. Сейчас начнут - так считают создатели закона. И напоминают: зрителям запрещено «допускать деяния, унижающие человеческое достоинство» зрителей же. Не беря во внимание то, что болельщики Сурового и, допустим, Екатеринбурга под человечьим достоинством могут осознавать различные субстанции.
Нельзя также посещать мероприятия в состоянии опьянения. Во-1-х, непонятно, почему нельзя, ежели само употребление в стране пока не смертный грех. Во-2-х, нигде нет ни слова о промилле. Бокал пива - это опьянение? А полбокала? А утренний перегар? Может, стоило включить в список неотклонимых зрительских документов справку от нарколога?
Такого же порядка указание дано администрации арены, которая по новенькому закону должна «разрабатывать и часто корректировать (1 раз в полгода) планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций». На теоретическом уровне, ежели планы откорректированы семь месяцев назад, матч может не состояться. Вероятнее всего, такового не произойдет, но поводов для избирательного внедрения закон предоставляет массу.
Чем оборачивается избирательность, мы лицезреем на сотках жизненных примеров. Взять те же русские дороги. Не шастай по ним «випы» с «ксивами», лови и наказывай милиция всех, кого обязана, а не тех, кого ей охото, на асфальте было бы меньше махающих битами, крушащих ногами зеркала и лупящих по людям из «травматов».
ИДЕНТИФИКАЦИЯ
Пункт 2.4 статьи 17 просит от организатора «обеспечить персонифицированную реализацию билетов, ежели это предвидено порядком проведения мероприятия», также «предугадать проведение мероприятий по идентификации личности». Что такое - предугадать? Ну предусмотрят. А вот проведут ли? Большой вопросец.
О механизме реализации билетов по паспортам в законе, естественно, ни слова. Компания РЖД, съевшая на билетах всех вокзальных собак, бьется с неувязкой долгие и длительные годы. И все равно в кассах приобретенные очереди. Так как долго это - вбивать паспортные данные в комп пальцами с наманикюренными ногтями. Сколько же времени в таком случае займет продажа билетов по паспортам на матч «Спартак» - ЦСКА?
Закон обязует общероссийские спортивные федерации и МВД вести «темные списки» болельщиков-нарушителей. Вместе. Коллективность процесса его качество как минимум не повысит, подтверждено жизнью. Не считая того, вести списки и использовать их на практике - различные забавы. Выдана человеку «темная метка», что далее? Как его отследят на входе? По роговице глаза? По прошлогодней бороде? И ежели отследят в Ростове на дону, что помешает тому же персонажу «гондурасить» через тур в Самаре?
Попытка применять «темные списки» гарантирует нам массу шоу с гримом и переодеваниями. А ведь закон не запрещает «применять при проведении мероприятия различную символику и другие средства общественного выражения личного представления» (ст. 21,п. 2). Стоять во время матчей у нас, в отличие от той же Великобритании, тоже не возбраняется. Глава профильного комитета Госдумы Игорь Ананских считает так: «Почти все задачи дозволит решить видео- и фотонаблюдение. Сотрудникам органов не надо будет находить в массе, что и кто нарушал. Придут к человеку домой, вручат повестку в трибунал». Что ж, пусть депутат попробует выявить по фото в стоячей задымленной массе поклонника, в порядке «выражения личного представления» натянувшего шарф на лицо.
Справедливости ради нужно признать: правила поведения болельщиков и организации соревнований будут введены отдельными дополнениями к закону. Их разрабатывает правительство. Когда окончит, и тогда станет совсем ясно, за что непосредственно вчинять зрителям штрафы и определять сроки «посадок».
САМООБМАН
Настало время огласить основное «но», «фи» и остальные предлоги с междометиями, которые охото исторгнуть по поводу принятого документа.
Глубоко убежден: не роди Дума новейший закон, а обеспечь она совместно с правительством точное выполнение старенькых, на русских стадионах воцарились бы сохранность и порядок. (Разве что клубы не воспрепядствовало бы сделать полностью ответственными за действия снутри арены, предоставив им адекватный правовой инструментарий.) Так как любые футбольные безобразия тривиально вписываются в понятия «административное правонарушение» и «грех», испокон веку имеющие хождение на юридической Руси. Дело за малым - ловить.
Но вот что говорит, допустим, 1-ый зампредседателя думского комитета по физической культуре и спорту Дмитрий Свищев: «Закон призван сначала не наказать хулиганов, а предотвратить вероятные правонарушения. В то же время наказания должны быть твердыми, чтоб у людей не было желания совершать проступки».
Ошибка вышла. Наказания должны быть не твердыми, а неотвратимыми. Конкретно это и есть самое действенное предотвращение правонарушений. Сроки арестов и суммы штрафов вторичны. Принцип «нарушил - страдай» решает все. Но можно ли считать российскую правоохранительную и судебную систему надежной опорой при проведении в жизнь всех реформ, в том числе футбольных? Ответ знают все. Когда равенство перед законом - миф, иллюзорна и его сила.
Нестыковки в новеньком документе, о которых говорилось выше, впору было бы считать авторскими придирками, если б неукоснительно соблюдалось правило неотвратимости. Также пара остальных принципиальных принципов, без которых неосуществим цивилизованный футбол.
1-ый - клубы должны быть кровно, бесповоротно, анатомически заинтересованы в болельщиках, как в источнике средств на пропитание. Поставьте их в такую зависимость - и клубы сами сделают все, что необходимо для сотворения удобства на трибунах. Точно так же, как обеспечивают они предельный удобство сегодняшним своим кормильцам.
Ведь опыт уже накоплен не лишь на Западе. Съездите в Донецк, думцы! Снутри «Донбасс арены» нет милиции. Нет драк. Нет дикости и хамства. Нет стюардов, которые не улыбнулись бы для вас при встрече, не произнесли бы «здрасти» не отвели бы на ваше комфортное место. Нет запятанных туалетов. Нет давки в очередях за чаем и сосисками. Зато там есть 79-процентная сезонная наполняемость и средняя посещаемость, равная 41 203 зрителям.
Фактически, «Шахтер» и воплощает на самом деле 2-ой принцип. Считается, что еще ни один клуб не выиграл войну против собственных болельщиков. А это означает, что с ними просто не надо воевать. Предоставьте зрителям доброкачественную услугу - и обеспечьте спрос за невыполнение собственных требований. С полным осознанием того, что: а) второго без первого не бывает; б) качество сервисы и спрос должны быть га-ран-ти-ро-ва-ны.
Одними только законами, схожими вновь принятому, такового не обеспечить. А ежели перекрутить гайки, просто достигнуть обратного: сплочения фанатских группировок разных клубов. И массовых протестных акций в общественных местах, что неминуемо повлечет за собой уступки. Ведь поклонники непревзойденно знают: конкретно этого русская власть опасается больше всего.