Формулическая пресса приписывает генеральному менеджеру «Огромных призов», всевластному Берни Экклстоуну последующее сакраментальное выражение: «Бог миловал “Формулу-1” от 3-х вещей - темнокожих парней, дам за рулем и стремительных германцев». Те, кто более-менее пристально смотрит за царицой автоспорта, знает - минимум две из этих 3-х милостей Всевышний у «Формулы-1» уже отобрал: у нас есть фаворит мира-2008 темнокожий Льюис Хэмилтон, а с возникновением Михаэля Шумахера, ставшего семикратным фаворитом мира, началась, можно огласить, германская экспансия.
Так что пока из всех «ночных кошмаров» мистера Экклстоуна «Формула-1» не выполнила единственный - с дамами за рулем. Хотя это никак не значит, что таких никогда не было! Были. Пускай их возникновение за рулем самых стремительных и массивных спортивных машин и было эпизодическим. История «Формулы-1» знает пятерых дам, которым было поручено право сесть в кокпит призового болида.
1-ая в истории «Огромных призов» пилотесса - итальянская аристократка из Неаполя Мария Тереза де Филиппис, дебютировавшая в «Формуле-1» в 1958 году в Монако. За рулем Maserati 250F она вышла на старт квалификации в числе 31 участника, из которых до гонки допускались только быстрейших. Проиграв крайнему из 16-ти практически 6 секунд, де Филиппис квалифицироваться не смогла, но же запомнилась историкам тем, что смогла обогнать не кого-нибудь, а грядущего «Карабаса Барабаса» «Формулы-1» Берни Экклстоуна.
Позднее синьора де Филиппис вспоминала, что многодельных советов ей отдал пятикратный фаворит мира Хуан Мануэль Фанхио, выигравший собственный крайний высший титул как раз за рулем Maserati 250F: «Он повторял - ты едешь очень быстро, очень много рискуешь». В этом же году она еще три раза выходила на старт «Гран-при», и в один прекрасный момент, на «Гран-при Бельгии», даже финишировала. До гонки тут, в отличие от Монако, допускались все участники,владельцу поула Тони Бруксу де Филиппис, закончившая квалификацию крайней, проиграла 44 секунды, а гонку окончила на 10-м месте - крайней из добравшихся до финиша машин. А в Реймсе на «Гран-при Франции» с ней случился казус - директор гонки просто-напросто не допустил ее к старту, заявив, что единственный шлем, который может носить дама, это… бигуди.
Крайней гонкой в карьере де Филиппис стал «Гран-при Монако» 1959 года, в каком она опять не смогла квалифицироваться, но на этот раз за рулем Behra-Porsche. Скоро после чего умер обладатель команды и близкий друг Марии Жан Бера, и она ушла из автогонок.
Последующей «амазонкой» стала иная итальянка, Мария Грация Ломбарди, взявшая для себя псевдоним Лелла. Она выступала в чемпионатах мира 1974, 1975 и 1976 годов за рулем личного «Брэбхэма», «Марча», РАМа и «Уильямса» и вошла в историю, как единственная дама, сумевшая захватить зачетные очки - в активе 0,5 очка за «Гран-при Испании» 1975 года на трассе Монжуик. Напомним, что эта гонка была остановлено досрочно опосля того, как болид Ральфа Штоммелена, вылетев трассы и упав на трибуны, убил пятерых зрителей. На момент остановки гонки Лелла ехала на 6-м месте и заработала свои пол-очка.
Опосля завершения карьеры в «Формуле-1» Ломбарди выступала в США в серии NASCAR в Дайтоне, где была всего только одной из 3-х женщин-участников вместе с американкой Джэнет Гатри и бельгийкой Кристин Беккерс.
Скоро опосля Ломбарди «Формулу-1» почтила своим вниманием умопомрачительная англичанка Дивина Галика, отчаянная горнолыжница, участница в общей трудности 4 Олимпиад (1964, 1968 и 1972 - в слаломе и высокоскоростном спуске, 1992 - в спид-скиинге), которой принадлежит рекорд Англии в скорости на спуске - 211 км/ч.
Галика села за руль гоночной машинки по приглашению - для роли в шоу-гонке знаменитостей. В «Формуле-1» дебютировала на «Гран-при Англии» 1976 года и потрясла воображение болельщиков и коллег-пилотов тем, что на борту ее Surtees Cosworth значился… 13-й номер. Несуеверная англичанка не прошла квалификацию. В последующий раз «Формула-1» увидела ее в 1978-м за рулем Hesketh'а в Аргентине и Бразилии - и с этим же результатом.
Распрощавшись с неудачной карьерой в «Огромных призах», Дивина тем более еще долго выступала в остальных гоночных классах включая… гонки грузовиков!
В 1980-м сделать для себя имя в «Огромных призах» попробовала южноафриканка Дезире Рэндалл Уилсон, которую почти все спецы по сути считали очень многообещающим пилотом. На личном «Уильямсе» FW07 она не прошла квалификацию в Брэндс Хэтч. В 1981-м за рулем «Тиррелла» Дезире направила на себя внимание массивным выступлением прод дождиком на, как досадно бы это не звучало, не вошедшем в календарь чемпионата мира «Гран-при ЮАР», но чуть трасса начала подсыхать, составить конкуренции мужчинам не смогла.
Тем более Уилсон вошла с историю как единственная дама, выигравшая-таки гонку на машине класса «Формула-1» - это случилось в 1980-м опять-таки в Брэндс Хэтч на шаге серии British Aurora F1 series, по этому основная трибуна этого автодрома носит ее имя. Опосля «Формулы-1» Уилсон выступала в гонках серии CART, а в 1982-м году пробовала (неудачно) квалифицироваться на «500 миль Индинаполиса».
Крайнее на нынешний момент возникновение дамы в «Формуле-1» носило чисто маркетинговый нрав. В 1992-м году команда «Брэбхэм», находившаяся на грани банкротства, ради вербования внимания прессы и вероятных спонсоров посадила за руль итальянку Джованну Амати, даму из очень безбедной семьи (в 1978-м 19-летнюю Джованну похитили, и освобождена она была опосля выплаты выкупа в 800 миллионов лир). Она выходила на старт 3-х гонок - в ЮАР, Мексике и Бразилии, не разу не смогла пройти квалификации. В «Формуле-1» она заработала известность основным образом скандальным романом с трехкратным фаворитом мира Ники Лаудой.
Не глядя на то, что дамам в «Формуле-1» фортуна не сопутствует совсем очевидно, желающие испытать себя в этих гонках не переводятся. А ведь мудрейший четырехкратный вице-чемпион мира Стирлинг Мосс в интервью Би-би-сине так издавна заявил, что представительницам слабенького пола в «Огромных призах» делать нечего. Мосс считает, что физические дамы, может быть, и способны пилотировать современные болиды, но исходя из убеждений психологии - большой вопросец: «Не думаю, что у дамы есть нужные психологические возможности, чтоб выдерживать тяжелейшие гонки колесо в колесо “.
Насчет способностей физических - не стоит забывать, что в „Формуле-1“ по сопоставлению с хоть какими остальным автогонками, теми же CART либо IRL, есть неописуемо томные торможения и лобовые и боковые перегрузки, с которыми не управится и другой астронавт. Как увидел один из пишущих о „Формуле-1“ журналистов - навряд ли какая дама захотит иметь шейку в обхвате в четверть метра.
Тем более, честное выражение мистера Мосса обидело неких представительниц автогонок, а именно 31-летнюю Сюзи Вольфф, на реальный момент имеющую статус резервного тест-пилота „Уильямса“ (напомним, что не так издавна обладателем основного пакета акций данной для нас команды был супруг Сьюзи Тото Вольфф), хотя никаких достойных аргументов, не считая несчастной эмансипации, она не привела.
Можно считать, что на данный момент, не считая Вольфф, на место в „Формуле-1“ серьезно не претендует больше ни одна дама. Попытка испанки Марии де Вильоты, тест-пилота „Маруси“,закончилась страшнейшей трагедией на аэродинамических тестах и потерей глаза. Обстоятельств и подробностей данной трагедии, кстати, до этого времени обнародовано не было, а в кулуарах поговаривают, что случилась она из-за того, о чем и говорил мистер Мосс - от утраты концентрации внимания.
За крайние пару лет самым настоящим кандидатом на пришествие в „Формулу-1“ могла бы стать харизматичная американка Даника Патрик, единственная дама, на чьем счету три поула в гонках серии IRL,одна победа (в Стране восходящего солнца в 2008-м) и третье место в знаменитых „500 милях Индианаполиса“. Было время, когда Данику серьезно ожидали в „Формуле-1“, но сметливая женщина быстро сообразила, что там ей фуррора не видать, и предпочла остаться за океаном. На данный момент Патрик выступает в серии NASCAR.
Не считая Патрик наиболее либо наименее суровые надежды в автогонках подавала англичанка Катерина Леддж, которая, в отличие от американки, высказывала открытое желание попасть-таки в „Формулу-1“. Она даже воспринимала роль в тестах за „Минарди“ в 2005 году, но половая принадлежность и отсутствие спонсорской поддержки вынудили ее отрешиться от данной идеи и отправиться гоняться в IRL, где она два раза выходила на старт в Индианаполисе и два раза финишировала.
Южноамериканские чемпионаты еще наиболее щадящи в отношении дам, ибо там, невзирая на сравнимые с „Формулой-1“ скорости, совсем другие требования к физическим перегрузкам, не даром же даже такую огромную гонку, как Инди-500, мог выиграть фактический инвалид - Бадди Лэйзер в 1996-м сел за руль Reynard Ford c обеими сломанными в недавней трагедии ногами, а финишировал первым. В „Формуле-1“ такое не может быть на физическом уровне.
Поэтому-то в „Огромных призах“ за 65 лет было всего 5 дам, только одной из которых удалось заработать половину очка, а в гонках серии CART и IRL лишь за крайнее десятилетие квалификацию к Инди-500 проходили 8 пилотесс, а трое - Линн Сент-Джеймс, Даника Патрик и Симона де Сильвестро получали престижные титулы „Новичков года“. Кстати любознательная деталь: до 1971 года дамам - даже журналистам - запрещено было появляться в паддоках Инди-500, не говоря уж о участии в гонке…
„Формула-1“ остается для дамы недосягаемой - о этом в интервью BBC Radio 5 заявил и Экклстоун, по словам которого у дам нет настоящего шанса оказаться в „Огромных призах“ в ближнем будущем: „Ни одна из суровых команд не посадит за руль даму. Их единственная возможность - мелкие команды-аутсайдеры, ну и то ежели пилотесса принесет с собой суровый спонсорский пакет“.
Другими словами Экклстоуон практически открыто говорит, что в „Формуле-1“ дама может рассчитывать лишь на то, чтоб покататься из маркетинговых суждений.
Тем более Сьюзи Вольфф не оставляет собственных попыток: „Я просто стараюсь попасть за руль ‘Формулы-1’ и считаю, что даме полностью это по силам, по другому бы я не стала и пробовать“. На этот момент Вольфф претендует на возможность принять роль в обычных для „Формулы-1“ крайних лет тестах юных пилотов, которые традиционно проходят на финише сезона в Абу Даби.