- Каковы функции играющего тренера?
- Он должен быть проводником тренерских идей и в процессе подготовки, и в игре.
- Принимают ли одноклубники играющего тренера? Наверное ведь футболисты тех команд, где вы вводили такую должность, ранее ни с чем схожим не сталкивались. Тяжело ли было сохранить гармонию в коллективе?
- Это во многом зависит от авторитета самого игрока. Ежели снутри команды у него авторитета нет, то он не сумеет отлично исполнять функции играющего тренера.
- Но ведь одно дело - ежели ошибку на поле совершает обыденный футболист, пусть даже и фаворит команды, и совершенно другое - тот, у кого особенный статус, вроде бы наиболее высочайший…
- Чрезвычайно принципиально, как относится сам человек к своим ошибкам. Да, так время от времени бывает: ошибается знатный футболист - и пробует свалить вину на кого-либо из одноклубников. Даст неточный пас и сам же начинает орать: что, дескать, стоишь? Либо не воспримет мяч - и упрекает того, кто давал передачу: не в ту ногу, не с той силой… Но остальные-то игроки постоянно все лицезреют и соображают, кто прав, а кто нет.
- У Гусина такового не было?
- Никогда. И у Тетрадзе тоже. Они постоянно были честны впереди себя и перед футболом, поэтому и воспользовались большущим авторитетом в команде. Я лицезрел в их задатки тренеров, педагогические задатки, потому им можно было доверить эту ответственную роль. Совсем различные вещи - взоры на игру тренеров и футболистов, пусть даже опытнейших и обученных. Далековато не каждому игроку удается глядеть на футбол очами тренера еще в тот момент, когда его карьера длится.
- Играющим тренером вы сделали и Роберто Карлоса в «Анжи»…
- Не столько я, сколько происшествия - это вытекало из ситуации, сложившейся в команде. У Роберто была только высочайшая популярность и авторитет. Он пришел в команду задолго до Это’О, и в «Анжи» тогда не было ни 1-го футболиста, равного ему по популярности. Его слово было чрезвычайно весомо. Нередко бывает, что в таковых ситуациях футболисты начинают противопоставлять себя остальным игрокам и даже тренерам, ставят свои интересы выше интересов команды. К чести Роберто, он оказался реальным специалистом, постоянно был корректен с игроками и тренерами. Его роль в объединении команды оказалась чисто конструктивной. Он был прост в разговоре, владел неплохим юмором. В детали построения тренировочного процесса, правда, не вникал, но все задания выполнял добросовестно. Даже когда ему давали какие-то скидки в отягощениях, постоянно старался делать все от и до.
- Поблажки такового рода не вносили раздора в коллектив?
- Нет, ведь другие футболисты соображали, почему ему позволено что-то пропустить. Все принимали это нормально. Вообщем, таковой подход в подготовке касался не только лишь его: личное программирование занятий - норма в проф футболе.
- Вы видите в Роберто Карлосе грядущего неплохого тренера?
- Все зависит от того, в какую команду он попадет. Одно дело, ежели там будут собраны отличные мастера, и другое - ежели ему придется что-то давать юным. Я, быстрее, вижу его тренером в сборной: эта работа различается от клубной, она не просит каждодневного напряжения и построения отлаженного длительного тренировочного процесса.
- А вообщем как лучше вчерашнему футболисту начинать свою тренерскую карьеру? Есть ведь различные представления: кто-то считает, что лучше сходу становиться основным, кто-то - что нужно начинать с деток и пройти все карьерные ступени либо хотя бы стать ассистентом у кого-либо из мэтров…
- Я думаю, дорог быть может несколько, и трудно огласить, какой путь является наиболее действенным. Есть, допустим, пример Слуцкого и пример Газзаева. Один начинал работать с детками, иной никогда с детками не работал. Константин Иванович (Бесков. - Прим. «СЭ») трудился в ФШМ, а Никита Симонян либо Миша Якушин, как помню, работали лишь с командами мастеров. Это не принципиально.
Важнее не то, с что начинать, а какой у человека подход к саморазвитию. Он должен осознавать, что же все-таки это такое - работа тренера, какие требования эта работа предъявляет к нему, какие свойства ему нужно развивать. Путь к хоть какому успеху постоянно лежит лишь через саморазвитие.