«Чемпионат.com» вместе с Volkswagen Multivan Business проводит серию интервью с самыми колоритными представителями русского спортивного бизнеса. Часто любой из их не может дозволить для себя разговор в редакции, потому наш корреспондент сумел применять то время, которое они растрачивают на дорогу.
- Для вас довелось поработать в различных клубах. Как строится работа селекционного отдела? Сколько, обычно, в отделе служащих, как делятся возможности? По зонам - страны, континенты, по обязательствам - просмотр, сбор сведений либо как-то ещё?
- Принципиально владеть познанием рынка и знать тех футболистов, которые необходимы команде. Это нужно для того, чтоб иметь возможность ассоциировать игроков, на которых претендуешь, со своими футболистами. Необходимо точно определиться с тем, какие игроки необходимы клубу и соответствуют ли они уровню, который требуется. Что все-таки касается организации работы селекционного отдела, то тут должен быть человек, специалист собственного дела. Он должен поддерживать связь с селекционерами той страны, где работает клуб. У этого спеца должны быть сотрудники, которые занимались бы сбором базы данных и иными вопросцами, касающимися футболистов.
- Кто, обычно, идёт работать в селекционные отделы? Бывшие футболисты?
- Ежели в работе задействованы бывшие футболисты клуба, то, на мой взор, это постоянно является преимуществом. Нередко они ощущают огромную ответственность к клубу, чем сотрудники, которые ранее к нему дела не имели. А ежели данный спец живёт и собирается и далее жить в городке, где работает клуб, то это является ещё огромным преимуществом. Естественно, самым основным вопросцем является компетентность спеца. Для удачной деятельности более принципиальна и компетентность остальных отделов клуба.
- Существует болельщицкий стереотип, что в век Transfermarkt, Гугл и Football Manager отыскать новенького для клуба может хоть какой. В чём эксклюзивность экспертов?
- Эксклюзивность специалиста в том, что он знает разные аспекты, связанные с клубом, где, может быть, будет играться футболист, которым заинтересовались. А это в свою очередь значит, что селекционеры должны чрезвычайно отлично знать игровую философию, которую исповедуют клуб и основной тренер команды. Они должны повсевременно контактировать с иными сотрудниками клуба. Нередко можно встретить людей, которые молвят: «Но ведь и я способен делать такую работу. Могу посоветовать футболиста, и это не так и трудно».
Как видите, в наш век больших технологий, бессчетных источников инфы и форумов люди круглые сутки дискутируют о футболистах. И я сам не склонен считать достаточным то событие, что селекционер, к примеру, провёл в своё время 100 матчей за национальную сборную. Данная работа подразумевает намного большее: селекционер должен быть надёжным и честным человеком, обожать свою работу, обладать таковым качеством, как упорство в желании сделать выбор в пользу не плохих футболистов посреди тыщ игроков. Он должен уметь соответствующим образом контактировать со СМИ. И всё это наряду со специфичными футбольными познаниями.
- Какая стадия подбора новенького для клуба является самой трудной? Это сбор данных, выбор из кандидатов, переговоры?
- При обзоре круга кандидатов принципиальным вопросцем являются основания для выбора футболиста. При всем этом нужно работать со спортивным директором клуба, принимать во внимание бюджет, предусмотренный для трансферов, и зарплату, которую могут предложить игроку. Что все-таки касается процесса переговоров, то они ведутся спортивным директором. На заключительном шаге подключается и генеральный директор.
- Как разделяются возможности совета директоров, тренера и селекционного отдела в деле приобретения новенького, в том числе в «Зените»?
- Традиционно основной тренер и спортивный директор определяются со перечнем футболистов на ту либо иную позицию. После этого уведомляют о этом служащих селекционного отдела. Начинаются обсуждения, в процессе которых в перечень могут быть включены новейшие игроки. В процессе работы круг кандидатов сужается максимум до трёх футболистов. Крайнее решение представляется управлению клуба, после этого приобретается футболист.
- Нередко ли позиции селекционного отдела и тренерского штаба расползаются?
- Тут принципиальна культура и этика дискуссии. Не так нередко бывает, что футболист нравится всем. Дискуссии в основном бывают меж основным тренером и спортивным директором.
- Для чего в век повсеместного футбольного видео практика просмотров?
- Это нужно для того, чтоб получить как можно наиболее всеполноценную информацию о футболисте. Как выяснить, как ведёт себя футболист в той либо другой ситуации, ежели камера не ориентирована на него? К примеру, при просмотрах по телеку трудно осознать психическую подготовку футболиста, его эмоции. Это может только разгрузить работу селекционера и, может быть, подтвердить его мысли. Но оно не может заменить практику просмотра на месте.
- Нередко ли клубы прибегают к услугам посредников, с которыми для вас приходится иметь дело?
- Посредники, либо, ежели желаете, агенты, оказывают чрезвычайно мощное влияние на развитие событий в футболе. Они стали большими футбольными актёрами. При подписании контрактов без их роли не обходится. Естественно, клубы при переговорных действиях стремятся свести к минимуму деятельность агента.
- В котором контакте вы с агентами, нередко ли получаете предложения от их направить внимание на того либо другого игрока? Бывает ли что-то стоящее?
- Так как они стали играться в футболе огромную роль, то контактов с агентами не избежать. Естественно, инициатива нередко исходит конкретно от их, и они советуют игроков. Но дело в том, что не постоянно футболисты, рекомендуемые ими, соответствуют запросам клуба. Потому тут чрезвычайно принципиально определиться с тем футболистом, которого ты бы не желал созидать в собственной команде.
- Как перегрет русский рынок и реально ли отыскать на нём неизвестного игрока, который способен выстрелить в Премьер-Лиге?
- Я бы опешил, если б таковых игроков не было. Но в клубах-грандах есть профессиональные футболисты. Их талант необходимо развивать, чтоб они стали классными игроками. И мы работаем в этом направлении.
- Ещё одна обязанность спортивного директора - продление контрактов. Какие переговоры были самыми долгими и тяжелыми на вашей памяти?
- Все процессы переговоров схожи и сразу различаются друг от друга. К примеру, могу вспомнить мой 1-ый опыт с пролонгацией соглашения: это был Томаш Уйфалуши в «Гамбурге».
- Есть мировоззрение, что в Рф футболисты играют полгода-год до подписания новейшего договора, а позже расслабляются. Сталкивались ли с таковым?
- Честно скажу: никогда не сталкивался с таковым явлением. Как прошлый футболист могу огласить, что в этом вопросце принципиальна форма, в какой находится футболист на этот момент. Но я постараюсь быть внимательным в дальнейшем (улыбается).
- Как избалованы юные русские игроки и какое влияние на их и их запросы оказывают агенты?
- Это касается не только лишь русских футболистов. Игроки и в остальных странах должны уделять свое внимание на то, чтоб правильно оценивать себя в окружающем мире. Ведь завышенной самооценке могут содействовать СМИ и отношение общества к футболисту. Относительно лимита на легионеров в Премьер-Лиге отмечу, что это увеличивает ценность игроков, которых можно именовать чрезвычайно неплохими футболистами. Не буду отрицать, что футболист может переоценивать себя, ежели он пользуется спросом. Таковой риск существует. Но ведь есть и остальные примеры. Я бы мог именовать Сергея Семака - хороший футболист и восхитительная личность. Невзирая на всю свою славу.