Спецкор «СЭ» ассоциирует провинциальные городка в Бразилии и Рф, которым предстоит принять матчи чемпионатов мира.
Два ближайших чемпионата мира по футболу пройдут в Бразилии (2014) и Рф (2018). Наикрупнейшим городкам 2-ух государств - Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу, Москве и Санкт-Петербургу - не привыкать принимать настолько масштабные турниры. Но готовы ли к ним в наименее важных регионах - тех, что принято именовать провинцией? Например, в Форталезе и Самаре?
Спецкор «СЭ», передающий в эти дни из Бразилии репортажи с Кубка конфедераций, в свое время работал на берегах Волги. Ему и карты в руки - пусть попробует сопоставить два городка. И без различия, что до мирового первенства в Бразилии остался год, а до нашего - целых 5. Все равно интересно!
Самара и Форталеза кое-чем похожи. Оба городка расположились на красочных берегах: 1-ая - великой российской реки, 2-ая - Атлантического океана. До той и иной полтора-два часа лета от столицы, в зависимости от типа самолета. И в Самаре, и в Форталезе боготворят футбол, хотя их клубы не хватают звезд с неба. Ну и люди в обоих городках в абсолютном большинстве приветливые, гостеприимные. Не сомневаюсь, что многонациональную футбольную семью воспримут как у себя.
На стадионе «Каштелау» в столице штата Сеара, уже точно понятно, в дальнейшем году пройдут два матча решающего цикла - 1/8 и 1/4 финала. На новейшей самарской арене, которой еще предстоит узреть свет, тоже планируется провести по одной игре той и иной стадии. Так что и в этом смысле оба городка - побратимы.
Но начнем с главенствующего. Что есть футбол в избранных нами географических точках? Лишь ли игра?
КАК ОТНОСЯТСЯ К ФУТБОЛУ?
Ежели кратко, футбол и в Форталезе, и в Самаре - больше чем игра. Это страсть. Фактически потому выбор и пал на их. Даже при том, что большущих средств на развитие спорта №1 не выделяется ни там, ни там.
В столице штата Сеара базируются два клуба - «Форталеза» и «Сеара». Оба переживают не фаворитные времена: 1-ый выступает в серии С чемпионата Бразилии, 2-ой - в серии В. Это, но, не мешает им часто собирать внушительную болельщицкую аудиторию в 15 - 20 тыщ человек. А когда эти клубы встречаются вместе, зрителей на трибунах бывает и вдвое больше. Примечательно, что «Сеара» в 2010 году стала самой посещаемой командой чемпионата Бразилии, опередив по этому показателю «Фламенго», «Коринтианс» и остальных грандов.
У «Крыльев» тоже нет заморочек с посещаемостью, команду в городке обожают, хотя и прогуливаются на нее уже не так, как в бронзовом 2004-м. Вообщем, как самарцы в этом году попали в беду, на стыковом матче с нальчанами «Металлург» заполнился практически до отказа.
В общем, есть уверенность в том, что арены, которые воспримут ЧМ в Самаре и Форталезе, пустовать не будут, кто бы там ни играл. Самое свежее тому подтверждение: на матче Кубка конфедераций Бразилия - Мексика на 67-тысячном «Каштелау» яблоку негде было свалиться.
ГДЕ Играться?
Стадионы в Бразилии часто именуют футбольными храмами. Думаю, не нужно разъяснять почему. Эта игра возведена в стране в ранг религии. Не я и даже не Игорь Фесуненко в первый раз написал о этом по-русски. Куда ни пойди - обязательно выйдешь ежели не к футбольной арене, то к площадке, пятачку либо куску пляжа, где гоняют мяч.
Ежели же говорить о аренах, способных принять матчи ЧМ, то таких в Форталезе две - «Каштелау» (в переводе с португальского - «Большой замок») и имени президента Варгаса. ФИФА сделала выбор в пользу первого - и отдала ему новейшую жизнь. Возведенный в 1973 году стадион был кардинально реконструирован к Кубку конфедераций-2013, на что ушло не так и много по нашим понятиям средств - 230 миллионов баксов.
Сейчас о таковой арене могут грезить почти все городка мира. Вот только несколько ее технических черт: все места находятся под крышей, вместимость - 67 037 человек, 52 ложи для 769 VIP-персон, ложа прессы на 2765 мест, 85 туалетов, 46 пт питания, стоянка для автотранспорта на 1900 мест и дополнительно для 87 автобусов, музей футбола площадью 1500 кв.м., 19 входных ворот…
В общем, стадион - обзавидуешься. Но меня опосля матча Бразилия - Мексика больше всего удивило то, что арена вполне освободилась от зрителей за… восемь минут! Как, кстати, и положено по нормам ФИФА. Никого не задерживали на секторах, не демонстрировали мультики на табло, как это иногда случается у нас, а просто открыли двери - и люд за восемь минут ушел. Круто!
Что все-таки до «Президента Варгаса», то его на Кубке конфедераций употребляют для занятий команд-участниц. На данной недельке, например, там проводили предматчевые занятия бразильцы и мексиканцы.
Сопоставление с Самарой в данном случае не совершенно корректное, так как новейшую арену вместимостью 45 тыщ мест на берегах Волги еще предстоит выстроить. А вот старенькый хороший «Металлург» полностью может взять на себя цель «Президента Варгаса», как полигон для команд, играющих в Самаре. Благо газон там не так давно переложили.
НА ЧЕМ ЕЗДИТЬ?
Транспортные системы Форталезы и Самары в принципе стоят друг дружку. Ежели из Москвы в волжский город реально попасть, например, по стальной дороге, то из Бразилиа в столицу штата, Сеара, как в песне поется, «лишь самолетом можно долететь». Просто поэтому, что сеть стальных дорог в Бразилии не таковая разветвленная, как у нас. Нет, можно, естественно, и на машине махнуть, но все-же далеко. Жалко целый день, а то и больше терять во время чемпионата мира. Ну и дороги в обоих городках не ровня германским автобанам.
И там, и там есть метро, при этом Самара еще даст фору собственному визави. Дело в том, что в Форталезе подземку открыли лишь в прошедшем году. Сейчас введена в строй одна линия с 18 станциями общей протяженностью 24 километра. К чемпионату мира обещают выстроить еще две.
На берегах Атлантики, в отличие от волжских, из наземного публичного транспорта - лишь автобусы, правда, прогуливаются они достаточно нередко. При этом - внимание! - гоняют тютелька в тютельку рядом с бордюрами тротуаров!
В обоих городках можно пользоваться такси. Цивилизованным, очевидно. А вот выйти на дорогу и изловить «левака», как в Самаре и остальных русских городках, в Форталезе не получится - таковой сервисы просто нет. В ней в общем-то нет необходимости: такси для тебя вызовут в любом баре, в хоть какой гостинице. Совсем безвозмездно.
Из специфичных видов транспорта - маршрутки у нас и мототакси в Бразилии. Преимущество крайнего в том, что, путешествуя в шлеме на заднем сиденье байка, платишь меньше и пробки для тебя не так страшны. Заторы на дорогах, кстати, в Форталезе бывают изредка, но кто знает, как будут обстоять дела в дни чемпионата мира?